Защита прав потребителей

Закон о защите прав потребителей относится к разряду «вертикальных». Дело в том, что интересы потребителей, как представителей гражданского общества, невозможно выразить в рамках одного документа. ЗЗПП содержит множество ссылок на самые разные правовые акты, которые вместе с ним выстраивают юридическую систему, призванную регулировать отношения покупателей и продавцов. В их число входят даже некоторые, признаваемые в Российской федерации, нормы международного законодательства.

В настоящее время активными являются около 20 подзаконных актов и постановлений, которые корректируют правовое регулирование отношения покупателей и продавцов. Не все из них направлены на защиту интересов потребителей. Так, постановление Правительства РФ от 19 января 1998 содержит перечень товаров, на которые не распространяется требование о предоставлении в пользование аналогов на период ремонта, даже если ещё не вышел гарантийный срок.

Основным преимуществом, которым закон наделяет потребителей, является возможность выбирать судебные инстанции, куда будет направлено исковое заявление, в случае нарушения прав. Это может быть суд по месту жительства и регистрации потребителя, по месту регистрации фирмы, оказавшей услуги или продавшей товар, или суд по месту заключения сделки. Если же цена иска менее 1000000 рублей, то истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

При этом нужно учитывать, что законодательство постоянно совершенствуется и меняется. К примеру, теперь суд может взыскивать с недобросовестного изготовителя или продавца штраф в пользу истца, а раньше только в пользу муниципальных органов. Достаточно большими полномочиями наделены и общественные союзы и ассоциации.

Закон: потребитель и право

Однако рядовой гражданин далеко не всегда в состоянии понять, как ему действовать в той или иной ситуации. Основную трудность создаёт то, что представители ни одной из государственных систем, относящихся к правовому регулированию, не обязаны давать консультаций. Между тем вопросами комплексной защиты интересов покупателей занимается далеко не один орган. При этом сам гражданин не имеет заинтересованности решить проблему каким-то определённым образом и никак иначе. Если для этого окажется достаточным подачи письменной претензии в Роскомнадзор или Государственную жилищную инспекцию, то никому не придёт в голову настаивать ещё и на судебных слушаниях. Весь вопрос в том, чтобы выбрать наиболее оптимальную модель действий. А сделать для защиты своего права предстоит не так уж и мало.

  1. Установить факт самого нарушения.
  2. Направиться в точку продажи и вручить там письменную претензию.
  3. Собрать все необходимые документы.
  4. Подать заявление в суд, если это является лучшим способом защиты прав.
  5. Грамотно и аргументированно доказать в суде то, что права были нарушены.
  6. Получить компенсацию.

Как бы странно это не звучало, но определённые трудности могут возникнуть даже на последнем этапе. Далеко не все решения судов выполняются быстро или в полном объёме. В таком случае может потребоваться жалоба на действия судебного пристава-исполнителя, а иногда и не только это.

Почему юридическая поддержка так важна? Определённые действия может совершить каждый гражданин. Нет особой сложности в том, чтобы написать исковое заявление и передать его в суде с целью инициации начала процесса рассмотрения вопроса, который находится в поле гражданского законодательства. Это можно сделать по образцу. Настоящие сложности начинаются тогда, когда собраны не все документы или не выполнены какие-то действия, которые необходимо выполнить.

Предположим, что кто-то купил обычную стиральную машину, но она вышла из строя. Вызванный на место мастер заявил, что ремонту поломка подлежит, но делать его придётся в стационарных заводских условиях. Как быть дальше? Куда идти? Как доказать, что эксплуатация техники проходила в рамках, предписанной инструкцией? Каким образом можно вернуть технику продавцу, получив назад деньги? Можно ли этого добиться?

Список возможных вопросов может быть намного больше. Если попытаться пойти по различным инстанциям, то иногда ответы на них могут отличаться друг от друга? Как раз из-за «вертикальной» природы Закона о защите прав потребителей. Он ссылается на другие, включая Гражданский кодекс РФ, параллельно с ним действуют подзаконные акты, а кроме этого существует множество сугубо специальных указов и постановлений, которые на первый взгляд никакого отношения к рассматриваемой нами проблеме не имеют. Различные должностные лица могут видеть то, что более относится к их ведомству, но упускать что-то другое.

Всё это делает помощь юриста по вопросам защиты прав потребителей незаменимой. Мы прекрасно понимаем, что многие люди не могут позволить себе лишние траты. Покупатель мог долгие месяцы копить деньги на покупку чего-то, что оказалось некачественным, а покупка существенно повлияла на его бюджет. Тут же возникает потребность в дополнительных расходах, ещё и на оплату услуг юриста. Мы уверены в том, что не следует этого опасаться. В случае, если дело безнадёжно и доказать что-либо будет крайне сложно, то мы увидим это ещё в ходе первой беседы, а стартовая консультация по Закону о защите прав потребителей у нас бесплатная. Если же надежда добиться своего существует, и шансы достаточно большие, то издержки станут финансовым бременем виновного лица, а штраф будет назначен в ползу истца, это и покроет затраты на юридическое сопровождение решения конфликтной ситуации.

Основным нашим преимуществом является работа до состояния, когда клиент полностью всем доволен. Ему вернулись деньги, удалось добиться замены товара, справедливость полностью восторжествовала. Наличие же на руках одного судебного решения мы не считаем окончательным завершением дела. Нужно ещё и проконтролировать ход его выполнения.

Наши клиенты считают, что нам можно доверять, а сама работа организована так, что ничего не теряют даже представители наименее бедных слоёв населения. Мы работаем как раз для того, чтобы защитить их интересы, а не стать новой причиной затрат.